Сохраняем прежние цены! Забронировать цену
ул. Большая Спасская, 10к1
метро Комсомольская Сухаревская Проспект Мира
Комсомольская500 метров
Сухаревская800 метров
Проспект Мира900 метров
Работаем: с 10:00-21:00,
кроме воскресенья
метро Комсомольская Сухаревская Проспект Мира Комсомольская Сухаревская Проспект Мира

Профилактика зубо-челюстных аномалий

Профилактика зубо-челюстных аномалий

Аномалии развития зубо-челюстной системы занимают одно из первых мест среди стоматологических заболеваний детского возраста (до 80%). Немаловажно при этом, что лишь около 30% из них наследственные, остальные 70% обусловлены отсутствием массовой профилактики и своевременной диагностики.

Необходима ранняя диагностика ортодонтических аномалий у детей дошкольного и младшего школьного возраста, т. е. в период молочного и сменного прикуса. При проведении плановых профилактических осмотров особенно важно, чтобы детский стоматолог умел оценить развитие ребенка с точки зрения педиатра и логопеда, ортодонта и ортопеда, поскольку развитие зубо-челюстной системы тесно связано с развитием всех систем растущего организма.

Особое внимание следует уделять вопросам своевременного информирования родителей о методах предупреждения подобных аномалий и устранения их объективных причин, таких как нарушение функции дыхания, глотания, речи. Достаточно сказать, что из 138 обследованных детей только у 19 не обнаружилось нарушений перечисленных функций Так, у 38 из всех обследованных детей было выявлено нарушение функции дыхания — патологические процессы в носоглотке (тонзиллиты, риниты, аденоиды, ОРЗ) зачастую приводят к тому, что у ребенка развивается вредная привычка дышать ртом, постепенно формирующая у ребенка аденоидный тип лица и недоразвитие зубо-челюстной системы.

У 22 детей из 138 обнаружены нарушение речи и артикуляции, нередко сопровождаемые укорочением уздечек языка, верхней или нижней губы, малым преддверием полости рта в области нижней челюсти. Возникновение у ребёнка трудностей в артикуляции нередко возникает на фоне глубокого резцового перекрытия, легко выявляемого стоматологом.

Как правило, первые вредные привычки, способные привести к нарушениям прикуса, формируются у ребенка еще до 1,5 лет. Наиболее частая из них — сосание большого пальца, языка или пустышки (обнаружены у 23 обследованных детей). Если сосательный рефлекс не угасает после года, это свидетельствует о задержке созревания тех или иных функциональных систем в организме и приводит к развитию открытого прикуса. У детей постарше, начиная с 3-4-х лет, довольно часто встречается привычка прикусывать нижнюю губу, что приводит к уплощению фронтального отдела нижней челюсти (в 11 случаях из 138 в нашей группе обследуемых).

Аномалии прикуса нередко сопровождаются у детей нарушением осанки, поскольку у детей с привычным ротовым дыханием или межзубном положении языка всегда наблюдается переднее положение головы относительно вертикали позвоночного столба.

Физиологически правильное положение нижней челюсти у таких детей нарушено, в силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия, а это в свою очередь вызывает перегрузку височно-нижнечелюстного сустава и со временем может привести к его дисфункции. Так у 14 из обследованных нами детей с выявленным ротовым дыханием или вредной привычкой прокладывать язык между зубами, наблюдалось нарушения осанки — асимметрия плеч, лопаток и т. д.

Недоразвитие нижней челюсти оказалось наиболее частым проявлением нарушений развития зубочелюстной системы у обследуемых (выявлено у 42 детей из 138). Как известно, функция определяет форму, и недостаток в рационе детей твёрдой пищи сказывается, прежде всего, на недоразвитии как нижней, так и верхней челюстей. Такое недоразвитие ведет, как известно, к скученности зубов, провоцирующей развитие кариеса и возникновение заболеваний пародонта в постоянном прикусе.

Наиболее часто встречающиеся факторы риска возникновения зубо-челюстных аномалий можно предотвратить, если вовремя уделить им внимание. Но, к сожалению, родители и, даже, врачи-педиатры зачастую не уделяют должного внимания вредным привычкам детей, ведущим к нарушениям зубочелюстного развития, в то время, как устранение этих негативно действующих факторов еще в дошкольном и раннем школьном возрасте во многих случаях способно предотвратить необходимость в ортодонтическом лечении ребенка в постоянном прикусе.

Более того, для устранения каждого из перечисленных факторов разработаны специализированные комплексы упражнений, составляющих основу миотерапии — целенаправленной тренировки мимических и жевательных мышц челюстно-лицевой области. Начинать занятия по миотерапии можно с 2,5-3-х лет, когда ребенок уже способен понять и повторить демонстрируемые ему в игровой форме простые, но эффективные упражнения.

Более эффективному устранению дисфункции у детей с миофункциональными нарушениями способствует миотерапия с использованием вестибулярных пластинок и преортодонтических трейнеров.

Стоматологи знают, как сложно порой убедить родителей маленького пациента в необходимости каких-либо профилактических мероприятий, но с применением универсальных лечебно-профилактических аппаратов устранить вредные привычки и дисфункцию мягких тканей можно гораздо быстрее и эффективнее.

Написать в WhatsApp